Транспортный комплекс

ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

Самарская область имеет  развитую транспортную инфраструктуру, в большей степени соответствующую высокому транзитному потенциалу региона.

 На территории области сформировалась крупнейшая в Приволжском федеральном округе транспортно-коммуникационная система, обеспечивающая федеральные и региональные связи во всех направлениях. В южном направлении (Самара - Уральск - Актюбинск и далее) осуществляются связи с западными территориями Республики Казахстан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном. В восточном направлении через Самарскую область осуществляются связи с восточными территориями Республики Казахстан, Сибирью и Дальним Востоком.

Основные характеристики транспортной инфраструктуры региона:

 

- густая и развитая сеть автодорог

- развитая сеть железнодорожных магистралей широтного направления

- мощные узловые станции железной дороги (Сызрань, Самара, Кинель)

- наличие нескольких аэродромов в пределах Самарско-Тольяттинской агломерации

- наличие аэропорта Курумоч между Самарой и Тольятти

- наличие взлетных площадок на северо-востоке области

- наличие трех крупных портов и большого количества пристаней

 

Развитие транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства с целью повышения уровня жизни населения Самарской области – одна из основных задач, стоящих перед регионом.

 

Пассажирские перевозки.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

 

 

2009

2010

2011

2012

2013

Протяженность путей

сообщения общего пользования (на конец года), км:

         

железнодорожные пути

1368

1375

1374

1374

автомобильные дороги

с твердым покрытием1)

7047

7047

7062

7084

7085

трамвайные пути

75

75

75

74

74

троллейбусные пути

223

221

221

228

228

метрополитенные пути

10

10

10

10

10

внутренние водные 

судоходные пути

685

685

687

687

687

Перевезено грузов транспортом общего пользования, млн. тонн:

62,4

65,8

70,8

72,7

73,3

железнодорожным2)

автомобильным

8,7

8,3

9,1

10,8

8,9

трубопроводным

(нефтепроводным) 2)

внутренним водным

4,6

6,4

8,0

8,6

8,3

Перевезено пассажиров транспортом общего пользования,
млн. человек:

         

железнодорожным

14,4

11,8

10,7

10,9

10,8

автобусным

156,4

130,0

143,7

319,63)

212,6

трамвайным

68,7

64,8

80,9

82,4

80,4

троллейбусным

45,1

39,1

43,3

40,4

34,8

метрополитенным

16,7

17,5

16,0

16,2

15,6

внутренним водным

1,2

1,2

1,1

1,1

1,1

воздушным

-

-

-

-

-

1) Без учета дорог общего  пользования местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований.

2) Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.07 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст. 4, п.5, ст.9, п.1).

3) Изменение методики учета перевозочной деятельности службой заказчика.

 

Источник: Самарастат.

В Самарской области активно развит сектор пассажирских перевозок. Основной объем пассажирских перевозок в Самарской области приходится на автомобильный транспорт.

Городской электрический пассажирский транспорт общего пользования  обеспечивает основную часть трудовых поездок населения и является важнейшей частью городской инфраструктуры. В структуре внутригородских перевозок по Самарской области практически каждый второй пассажир осуществляет поездки электротранспортом. Перевозки пассажиров этим видом транспорта осуществляются в 4 городах Самарской области: трамваями – в Самаре, троллейбусами – в Самаре, Тольятти, Сызрани и Новокуйбышевске.

В регионе наблюдается устойчивая тенденция по увеличению количества пассажиров, пользующихся услугами воздушного транспорта.

В 2014 году из самарского аэропорта «Курумоч» на регулярной основе осуществлялись полеты более чем по  80  направлениям. География полетов постоянно расширяется, привлекаются новые авиакомпании, открываются новые маршруты.

За 2014 году  производственные службы аэропорта обслужили 2,37 млн пассажиров. Прирост пассажиропотока составил 10% по сравнению с 2013 годом. За 2014 год в аэропорту Курумоч совершено более 29 тысяч взлетно-посадочных операций.

В декабре 2014 года введен в эксплуатацию новый пассажирский терминал «Курумоча». Площадь пассажирского терминала  составляет  42 тыс. кв. метров, что в четыре раза больше существующего аэровокзала, с пропускной способностью 3,5 миллиона пассажиров в год.

 

В Самарской области сохранено субсидирование проезда на пригородном железнодорожном транспорте. В 2015 году бюджетом Самарской области на компенсацию выпадающих доходов от установленных тарифов ниже экономически обоснованного уровня на проезд железнодорожным транспортом предусмотрены средства в размере 228 млн рублей, на проезд обучающихся на железнодорожном транспорте - 27,021 млн рублей. Аналогичные суммы предусмотрены в бюджете на 2016-2017 годы.

 

В качестве транспортного пути большое значение имеет река Волга. Ее протяженность в границах Самарской области составляет 270 км. Речные порты Самара и Тольятти принимают суда системы "река-море", имеют развитые подъездные коммуникации и погрузочно-разгрузочные комплексы. Выходы почти во все порты Средиземноморья, Скандинавии, Каспия и реки Дунай осуществляются через порты Волго-Донской и Балтийско-Беломорской системы.

В системе речных перевозок значительное место занимают речные порты, расположенные в Самаре, Тольятти и Сызрани, которые имеют богатую историю и сыграли значительную роль в становлении и развитии городов и предприятий, обеспечении их жизнедеятельности.

Востребованными являются и речные пассажирские перевозки. Только по данным официальной статистики ежегодно в Самарской области объем пассажирских перевозок  в навигацию составляет более 1 млн человек.